воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Ветераны Афганской войны - мы помним и гордимся!

5 февраля мы отмечаем День памяти воинов-интернационалистов и 26-летие со дня вывода советских войск из Афганистана.

Десять долгих лет вдали от Родины наши военнослужащие исполняли воинский долг, проявляя беспримерные мужество, самоотверженность и отвагу. Мы всегда будем помнить тех, кто не вернулся из пекла сражений.


"Историю делают люди, и пишут ее тоже люди. Вопрос в том, что есть правда? Ни для кого не секрет - история зачастую переписывается в угоду коньюктурным соображениям политических элит государства. Но есть ее свидетели, которым дано право говорить правду от первого лица. Как бы по-разному они ни относились к событиям войны в Афганистане, как бы ни спорили о том: нужно ли было вводить ограниченный контингент в Афганистан, народ не должен забывать, что в этих событиях принимали участие их дети, отцы, братья, выполняя приказ, они писали историю своим потом и кровью. Их, солдат своей страны, не в чем упрекнуть - они с честью выполнили свой долг перед Родиной. Никто не должен быть забыт. -  пишет Валерий Марченко, председатель Витебской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Братство», в своей книге «Афган: разведка ВДВ в действии».

К сожалению, молодое поколение мало знает о той войне, пожалуй, меньше, чем о войне за независимость США. Википедия описывает суть афганской войны коротким абзацем: "Афганская война (1979—1989) — военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) правительственных сил Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и многочисленных вооружённых формирований афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны."


Некоторые люди уверены, что война в Афганистане была бессмысленной. Будто бы она являлась некой прихотью кровожадного советского режима. Другие искренне не понимают — зачем нужна была эта война? Официальная причина «поддержка лояльного СССР правительства в Афганистане» не дает ответа (прежде всего морального), а почему это собственно русские солдаты должны были погибнуть, что бы решать политические вопросы другой страны? Никакой видимой пользы мы якобы не получили.

В этой связи для молодежи особенно важно понимание того, что и зачем там происходило. К сожалению, по словам Марченко   "цинизм КПСС в игнорирования советского общества резко отрицательно сказался на внутренней политике государства. Афганская война, как миссия Советского Союза в выполнении интернационального долга, оказалась непопулярной в народе."  


Руководство СССР полагало, что если в Афганистане к власти придут радикальные исламисты, (а Афганистан непосредственно граничил с СССР), они неизбежно начнут разжигать существующие очаги напряжения внутри страны. Таким образов действия СССР, это действия хозяина, увидевшего, что дом соседа загорелся. Конечно, это еще не наш, дом, и можно вальяжно пить чай, но так и сгорают целые поселения. Здравый смысл подсказывает, что начинать суетиться нужно тогда, когда наш дом еще не горит.

Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс пишет в своих мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать моджахедам в Афганистане за шесть месяцев до ввода туда советских войск. Советник президента США Картера  по национальной безопасности Збигнев Бжезинский подтвердил, что "в действительности (это держалось в секрете до сегодняшнего дня) всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что по моему мнению эта помощь повлечёт военное вмешательство Советов."

 Когда СССР оправдывал свои действия тем, что он намеревается бороться против тайного вмешательства США в дела Афганистана, никто не верил.  Когда у Бжезинского спросили, жалеет ли он о том, что случилось, он ответил: "Сожалеть о чём? Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну». Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи". 

А на вопрос о том, сожалеет ли он о том, что США содействовали исламскому фундаментализму, вооружали и консультировали будущих террористов, советник президента дал циничный ответ: "Что более важно для мировой истории? Талибан или падение Советской империи? Несколько возбуждённых исламистов или освобождение центральной Европы и конец холодной войны?"


 По мнению Валерия Марченко "в действиях американцев преследовались следующие цели: усиление отрицательного резонанса советского общественного мнения о войне в Афганистане, создание обстановки недовольства политической властью СССР с последующим вызовом волнений в народе. Другими словами: расшатывались советские коммунистические ценности, устои государственности."

Но война в Афганистане - это не только политика. В  книге «Афган: разведка ВДВ в действии» непосредственный участник боевых действий Валерий Марченко анализирует причины и итоги войны. Интерес представляет именно такой взгляд, мнение тех героев, которые жили этой войной.


"Мнения политологов сегодняшних дней о ситуации в Афганистане конца 70-х годов сводятся к политическому акценту развития событий, якобы, конфликтный потенциал внутри государства дошел до критической точки, борьба за власть политических партий, противоречия интересов в обществе выплеснулись в гражданскую войну. Нельзя не согласиться с целым набором признаков конфронтации, которые привели к гражданскому противостоянию. Можно и больше сказать: провал американской политики в Иране, последовавшая, затем, исламская революция, имели для США тяжелейшие политические последствия. Внимание американцев к богатейшему ресурсами региону с общей границей с Советским Союзом в 2500 километров носила очевидный характер. Мировой жандарм расширял плацдарм усиления позиций в Пакистане, через который расшатывал зыбкие устои афганской государственности. Американцы влиянием на Среднем Востоке обеспечивали конкуренцию преимуществ. Все это так!  

Но анализ политической и военной обстановки внутренней жизни афганского общества позволяет считать – политического контекста в стране на момент ввода советских войск на самом деле гораздо меньше, чем считалось до сих пор. В оценке сложившейся обстановке важен такой момент: оппозиции во главе с Хекматиаром, Раббани, Гилани, другим политическим лидерам, полевым командирам, по большому счету, наплевать на революции в Кабуле и центральную власть, которую кто-то поддержал. Противникам действующей власти было все равно, кто ввел войска в Афганистан: СССР или США – те или другие могли поддержать только одну из сторон в борьбе за власть. Остальные участники афганского конфликта автоматически оказывались на другой стороне баррикад и становились врагами. Таким образом, при любом варианте вторжения в Афганистан войск другого государства, состояние войны в стране имело бы место, что устраивало многих афганских неформальных лидеров, имевших вооруженные формирования, финансовые средства и поддержку из-за рубежа. Они владели чертовски прибыльным бизнесом и занимались более привлекательным делом, чем борьба за власть в Кабуле, которая сама по себе ничего не решала и не давала. Производство опиума и героина – вот главная тема, дающая деньги, влияние и решавшая все вопросы политической власти.



Хаос в стране создал условия для образования зон, свободных от внимания государственных институтов. Подконтрольные местным лидерам, полевым командирам целые регионы страны жили отдельной жизнью, кто у власти в Кабуле – мало кого интересовал. Обширные плантации мака Ахмад Шах Масуда, Саид Мансура, Мухаммад Хасана, Хекматиара в недоступном Панджшерском ущелье, Гильменде, других районах страны приносили огромную прибыль и давали возможность иметь собственные вооруженные формирования. Неразбериха в стране, борьба политических партии, репрессии против беднейшего населения – играло на руку тем, кто занимался героиновой политикой. К ним, местным лидерам и полевым командирам, шли люди, получавшие у них не только оружие, но и средства к существованию. Ситуация в стране оказалась удобной во всех отношениях к созданию вооруженных отрядов, защищавших территории производства востребованной в мире героиновой продукции. Наркотик караванами шел на рынки через условные границы с Пакистаном, Ираном, Китаем, принося огромные дивиденды королям афганского наркобизнеса. На политической, экономической и социальной неразберихе афганской действительности зарабатывались миллиарды долларов, которые шли на производство еще больших объемов зелья, в том числе - на содержание армий полевых командиров, реально влияющих на ситуацию в провинциях и способных оказывать серьезное сопротивление войскам любого государства. Для того чтобы картина героиновой темы имела благопристойный вид мусульманского жизненного уклада, ей после ввода советских войск придалась политическая и религиозная окраска: бойцов отрядов и банд назвали моджахедами, то есть солдатами, а вооруженную борьбу с любым, кто вторгнется на их территорию – борьбой с неверными, и все это замешали на фундаментальном исламе. Получился такой коктейль! Его до сих пор хлебают американцы. 

Если кто думает, что ислам – только религия, он глубоко ошибается. Ислам – образ жизни каждого правоверного мусульманина, весь жизненный путь которого, взгляды, мировоззрение, быт, культура, мышление подчинены Корану. Ребенок с утробы матери впитывает суры Корана, вошедшего в каждую клеточку его мозга и тела. Не сомневайтесь: даже пришельцам других планет не поменять воззрений мусульманина и утвердить свои порядки на земле исламского мира. Поэтому в Афганистане возникла ситуация, способная повергнуть в шок сознание и разум любого, кто не знает мусульманский мир. Для европейских народов война всегда была, есть и будет горем, бедой, страданием, несущей смерть, разрушение, упадок. Состояние войны для афганского многоплеменного общества, воевавшего за территорию, воду, пастбища, плодородные земли имеет совершенно другое значение. Война для него – основной способ выживания, благо для народа, который в вечной борьбе и притеснениях центральной власти стремился к самостоятельной жизни. Война для афганских племен – инструмент, дающий жизнь каждому дехканину в отдельности, роду, клану, племени – в целом. Мусульмане посвятили свои жизни борьбе с неверными, мулла постоянно твердит правоверным в намазах: война с гяурами – жизненный путь на земле, приводящий в рай и блаженство, которое нужно заслужить в молитвах и делах своих.



Полевой командир афганской провинции Пактика Мохаммад Тахир Хан, воевавший с советскими войсками и лично участвовавший в боевых действиях, в беседе с представителями западных средств массовой информации сказал такие слова: «Наши люди очень религиозны, ненавидят чужаков, они моджахеды – любят войну». И дальше продолжил: «У нас разные взгляды на убийства. Нас не мучили кошмары в отличие от русских». Вот на этой платформе и фундаментальной исламской философии формировались силы афганского сопротивления, объединившиеся вскоре в единый фронт борьбы с советским воинским контингентом. Началась жестокая многолетняя война, унесшая тысячи жизней..."



Как бы не относились мы к большой геополитике, мы должны помнить и чтить тот воинский подвиг, который совершили наши солдаты. Помним и гордимся!



Комментариев нет:

Отправить комментарий