воскресенье, 27 сентября 2015 г.

День открытых дверей 2015 на БЕЛАЗе

Давно мечтал попасть на день открытых дверей БЕЛАЗа, и наконец-то мечта осуществилась. Моя, и пятилетнего сына Петра, который ждал этого события не меньше. В преддверии дня машиностроителя 26 сентября автомобильный гигант вновь открыл свои двери.



11-05. На стоянке вдоль трассы Минск-Борисов уже есть проблемы с парковкой. Ну а к главным воротам все въезды и выезды блокированы представителями правопорядка.

Обращаю внимание на номера машин. В основном это Минск и область, но встречаются представители и других регионов. Довольно много российских машин, и даже встретил гостей из Польши, Латвии и Нидерландов. 


Первый БЕЛАЗ встречает нас на площади. Гигант, но это если не знать, кого нам посчастливиться встретить на самом заводе.


Проходим аллею славы, где отражены основные вехи истории. 


У входа многолюдно. В разгаре концерт артистов самодеятельности. Праздник "разворачивается". Много палаток с сувенирами, шашлыком и сладкой ватой. Спиртного и пьяных не встретил вообще (может быть, не искал)).


На входе палатка с сувенирами БЕЛАЗа. Сразу же выстраивается длинная очередь. И не случайно. Попробуйте найти для ребенка такой качественный большой самосвал с металлической штампованной кабиной и рамой, толстостенным пластиковым кузовом и полнотелыми стальными осями всего за 118 900 рублей (для россиян - 440 рублей).


Есть и маленткие БЕЛАЗики, сувенирные зажигалки, ручки и флажки.


БЕЛАЗов много, но желающих стать их обладателями еще больше. Продавцы успокоили, хватит на всех, а если не хватит, еще подвезут.


Прогулка по дорогам завода напоминает прогулку на празднике города. Все с шариками, колясками, детьми и поп-корном. 


Входим в цеха завода. Прессовый участок. На кривошипных и гидравлических прессах штампуются "детальки" будущих БЕЛАЗов. По виду усилие прессов от 400 до 1000 тонн. Не надо забывать, что штамповка - не главный агрумент БЕЛАЗа. К примеру, диски на сельхозтехнику типа Гомсельмаша штампуются на прессах усилием более 2 500 тонн. На Бобруйском заводе БЗТДиА толщины под штамповку ограничиваются 12 мм, и то для средних размеров, не превышающих 1 метра. У БЕЛАЗов все серьезнее. Таких толщин металла, как 4, 6, 8 практически и не встретишь в элементах рамы, разве что для защитных крышек используются :)


А вот этот участок вообще интересно называется - участок "финских прессов". Здесь сосредоточены координатно-пробивные револьверные прессы финского производителя FINN-POWER. На этих прессах штампуются панели, крышки, элементы кабин и прочие "тонкостенные" (до 6 мм) детали.


Жаль, что маршрут открытых дверей ограничен красными ленточками. Наиболее интересное происходит за ними. Не знаю, то ли из-за техники безопасности, то ли для предотвращения воровства инструмента (детали же не утащат!), но к рабочей зоне людей не допускали.

Интересная серия полуавоматических зуборезных станков чехословацкой компании TOS. На станках изготавливаются зубчатые колеса для передач БЕЛАЗа. Станки, по видимому, были куплены еще при Союзе, но их техническое превосходство над современниками предопределило их долговечность и актуальность.


Издали увидели пламя термического участка, который работал, но, разумеется, нас туда не пустили по соображениям безопасности. К слову, наткнулся на серию любопытных и довольно нетипичных плакатов по охране труда. Увидав такую черепашку, не забудешь надеть защитную каску. 


График производства деталей и узлов. Не очень впечатляет. Но не забывайте, что у потребителей тоже экономический кризис, ну и детали то не маленькие!


Вот, например, корпус моста, в который средний человек может зайти, не особенно пригибаясь.


Здесь собирают узлы мостов средних самосвалов. Конвейер БЕЛАЗа отличается от привычного в понимании обывателя транспортера с висящими на нем машинами. 


Нет здесь и привычных роботов-манипуляторов. Во-первых, БЕЛАЗы выпускаются на несколько порядков меньшими сериями, чем легковушки. Во-вторых, время межоперационных переходов в общем-то не определяет производительность в той степени, в которой оно требует сокращения при массовом производстве "ширпотребного" автомобиля. В-третьих, детали и узлы больно огромные. Экономическая целесообразность применения роботов для транспортирования многотонных узлов сомнительна. С этой задачей прекрасно и за меньшие деньги справляются опытные крановщики и их "подопечные" 20-ти и 40-тонные цеховые краны.

За красными ленточками от наших глаз скрылись металлообрабатывающие станки, среди которых нет каких-то особенно современных, но все из них при этом можно назвать уникальными хотя бы за их размеры.


Переходим в сборочный цех, где сразу же натыкаемся на остов будущего БЕЛАЗа. Вот так рождается легенда.


Рядом красуются и ждут сборки двигатели, коробки передач и их элементы, гидроцилиндры, трубопроводы, рычаги, элементы крепежа и другие узлы и детали.






И вот, на выходе уже видны очертания богатыря-красавца. 


Дети и мужчины (что в-общем, то одно и то же) пищат от удовольствия. Девочки  выражают свой восторг более сдержанно, но все довольны.


Сделал еще несколько фотографий своим мыльным CANONом, но было темновато, поэтому нечего вам предъявить.

Перемещаемся в музей трудовой славы. 


Это рай для любителей-моделистов. Десятки уменьшенных копий БЕЛАЗов и МОАЗов привлекают школьников и их пап.


Впечатляет география поставок БЕЛАЗа...


... и количество самых высоких наград за САМЫЙ БОЛЬШОЙ, САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ. Это действительно так.


Особенно завораживает копия 450-тонного красавца модель 75710.


Покидаем музей и торопимся на основную открытую площадку. Не вовремя поторопились, хочу я вам сказать.

Фотосъемку пришлось внезапно прекратить, т.к. начался страшной силы ливень с грозой и молниями. 

Посетители, не взявшие с собой зонты, рванули под деревья. Но это не помогло, все вымокли до нитки.


Вот реальное убежище от дождя! Под БЕЛАЗом нашли защиту не менее 100 человек.


Новые цеха для сверхтяжелых машин.


Укрыться от дождя можно даже в колесном диске.


Или на лестнице "для обслуживания брызговиков" ))


... или под передним бампером ...


Мощь и сила поражает.


На фоне автогигантов малышки Geely, предлагающие опробовать себя на тест-драйве, кажутся муравьями.


Вот какими характеристиками обладает крупнейший в мире самосвал 75710. Масса с грузом 810 тонн, как никак.


Что ж, прощаемся с нарядными БЕЛАЗами. Надо идти сушиться.


Чтобы понять, как это все серьезно, посмотрите коротенький ролик. Приезжайте на БЕЛАЗ в следующем году! Всей семьей. Не пожалеете. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий