вторник, 13 октября 2015 г.

Как великая депрессия в США помогла Сталину осуществить индустриализацию

В 1932 г. Сталин назначил Серго Орджоникидзе наркомом тяжелой промышленности. При нем в стране уже на первом же этапе появилось 518 новых заводов — Кузнецк, Магнитка, Запорожсталь, Азовсталь, Тульский, Криворожский, Тагильский металлургические, Горьковский автомобильный, Харьковский тракторный, Зестафонский ферросплавный, Березниковский химический, Московский подшипниковый, Караганда, Риддер… 518 заводов должны дать первую продукцию – должны по плану, над которым все реже потешаются на Западе. 

Советский ГАЗ-М1 и его американский прототип FORD-40 

Американцы уже с особым вниманием прислушиваются к словам Генри Форда — «миллионера и философа»:
«Россия начинает строить. С моей точки зрения, не представляет разницы, на какую теорию опирается реальная работа, поскольку в будущем решать будут факты… Если Россия, Китай, Индия, Южная Америка разовьют свои способности, то что мы станем делать? Используя американские методы, русские выгадывают полвека опыта. Они идут к тому, чтобы в отношении промышленности быть в ногу с веком».


Американские инженеры, строившие Сталинградский тракторный завод, на пути из СССР домой
Сам Генри Форд с удовольствием строил в советской России заводы «под ключ», многие специалисты из других стран приезжали помогать развитию крупной промышленности в СССР – не взирая на разность идеологии. В этом, конечно, парадокс капиталистического мира – на словах они ненавидели социализм, противна была сама мысль социальной равности, возведения труда в геройство, но по их же идеологии нужно было ковать железо, пока горячо, и быть там, где выгодно. Удивительно, но именно кризис капиталистической системы позволил нам сделать мощнейший за всю историю рывок в индустриальном развитии...
Первый грузовик, изготовленный в январе 1932 года на ГАЗе по чертежам «Форд-АА». Машина впоследствии называлась ГАЗ-АА и в модернизированном варианте выпускалась до 1950 года.
Весной 1929 года правительство нашей страны подписало с Фордом договор о технической помощи в постройке и пуске гигантского по тем временам автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Он должен был выпускать легковой «Форд-А» и грузовой «Форд-АА». Договор заключили на девять лет.

Наша сторона в качестве оплаты должна была приобрести в течение четырех лет 72 тысячи комплектов деталей на общую сумму 72 миллиона золотых рублей. Из этих деталей заводы имени КИМ в Москве (ныне АЗЛК) и «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде (ныне ЗСА) должны были собирать автомобили «Форд». Одновременно строился ГАЗ, который вступил в строй в 1932 году.

Договор 1929 года оказался выгодным обеим сторонам. Мы получили 72 тысячи новых автомобилей и современный завод. «Форд» обеспечил себе сбыт машин на 4 года, причем 1930-й пришелся на самый пик депрессии, когда в США производство автомобилей уменьшилось на 31 процент. Когда СССР в 1930 году начал сборку «фордов», заводы компании в США работали порой по 2 - 3 дня в неделю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий