суббота, 23 января 2016 г.

Крупные торговые сети наносят смертельный удар белорусским ИП

Не успели индивидуальные предприниматели перестроиться в работе по новым правилам, как их настиг новый удар, возможно более сильный, чем ужесточение законодательства.

Как и ожидалось, свято место пусто не бывает. Место байкотирующих установленные правительством правила предпринимателей шаг за шагом отнимают крупные торговые сети. Так, например, в открывшемся в 2015 году крупном торговом центре "Манеж" в Полоцке появилось сразу несколько крупных магазинов одежды и обуви.


Предприниматели и журналисты утверждали, что после закрытия рынков беларусам придется покупать джинсы за миллион или заграницей, однако, это пророчество не сбылось. Посетив магазин турецкой одежды LC-WAIKIKI, я наткнулся на огромный выбор джинсовых брюк разных фасонов и расцветок по цене от 220 до 300 тыс.рублей. 
Визуально качество ничем не уступает рыночному Китаю, но при этом покупатель ходит по чистому и теплому магазину, вещи отсортированы по размерам, фасону и цвету, присутствуют ценники. Магазин напоминает мне немецкий C&A, полюбившийся в предыдущие "тучные" годы белорусским модницам и шопоголикам  за демократичность и доступную моду.  




Суббота. В торговом центре протьма народа. Как выразился один из блогеров, торговые центры в выходные принимают в разы больше "верующих", чем любая из церквей. Люди не просто смотрят, но даже делают покупки, причем по несколько вещей сразу, благо изрядно поскудневший бюджет белорусской семьи пока позволяет это сделать.

Выгодна ли государству такая цивилизованная торговля? Давайте посчитаем. 


Вещи наверняка ввозятся в страну официально, поэтому в бюджет поступают немалые пошлины (минимум 10% от таможенной стоимости) и ввозной НДС (20% от таможенной стоимости), оплата таможенного оформления, оплата сертификатов ТР ТС, поступления в бюджет от зарплаты работников (подоходный налог + ФЗСН + белгосстрах = итого более 50% от выдаваемой на руки зарплаты). Кроме этого импортер платит налог на прибыль или налог при УСН. Выгодный налогоплательщик, вроде бы. Но есть одно но... Этот налогоплательщик тратит тяжким трудом и малой рентабельностью заработанную (в основном промышленниками) валюту на платежи туркам (китайцам, полякам, россиянам, украинцам и т.д.) и заодно подрывает торговлю белорусскому легпрому.

Ну а почему наш легпром до сих пор не выпускает отечественные джинсы по 200 тысяч рублей за пару? Почему не обустраивает торговые центры типа C&A, при том, что наши дизайнеры и модельеры успешно предлагают себя заграницей на самых высоких подиумах мира? Много вопросов, но ответ, а вернее механизм, позволяющий легпрому выпускать модную и недорогую одежду, которую купит беларус, пока не реализован.


Тем не менее, несмотря на всю "зловредность" торговых сетей импортеров для белорусской экономики, они все же предпочтительнее для страны, чем армия индивидуальных предпринимателей, так как платят больше дохода в казну. 

И для покупателя, как оказалось, такой продавец милее, чем уличный рыночник. Милее и по цене, и по качеству обслуживания, и по удобству выбора.

К слову, почти все крупные сети уже давно обзавелись своими интернет-магазинами. Так что, если вы живете в глухом райцентре или даже селе, вам не обязательно организовывать вылазку на "Жданы", а можно заказать товар по почте, как ранее в 90-х это делали модницы через каталог OTTO. 

Но выгода выгодой, а куда социально ориентированное государство должно трудоустроить оставшегося без "штанов" индивидуального предпринимателя, число которых идет на десятки тысяч? Ответ "на завод" уже не принимается, т.к. заводчанам и самим сейчас нелегко: неполная рабочая неделя, угроза сокращения и другие напасти. 


Если переучиваться, то на кого? На агрария? Вариант неплохой, так сейчас прокормиться легче всего, пожалуй, если ты инициативен и есть некоторый запас (а он у большинства ИП есть). Но не каждый сможет решиться в возрасте за 40 поменять городскую жизнь на сельскую, условия которой далеки от идеальных.

В-общем, ситуация с предпринимателями-торговцами пока создает больше вопросов, чем ответов. 

Ясно одно - торговые сети отправили белорусских ИП если не в нокаут, то как минимум в нокдаун...





Комментариев нет:

Отправить комментарий