воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Никто не забыт. День памяти воинов-интернационалистов

15 февраля в Республике Беларусь отмечается День памяти воинов-интернационалистов. В этот день в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом — завершился вывод советских войск из Афганистана. 



Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Свыше 14 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. 

Памятник "Скорбящая Мать"

Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны. Время отдаляет нас от тех событий. Не стало могучей державы, чьи интересы защищали в далеком Афгане и тысячи белорусов. Однако, память о войне по-прежнему болью отзывается в сердцах матерей, отцов, вдов, детей тех парней, которые возвращались домой «грузом-200». 

В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб. Сегодня в одном только Минске живут более четырех тысяч ветеранов войны в Афганистане, из них — более 200 инвалидов, а также 97 семей — родители и вдовы погибших воинов-интернационалистов. Для них это — День памяти. Он также и для тех, кто воевал в Испании в тридцатых, в Корее в пятидесятых, во Вьетнаме, Анголе, на Ближнем Востоке... Этот День памяти и для всех нас. Будем же помнить павших и уважать оставшихся в живых.


Василий Заднепряный около своей боевой машины


Лидер Республиканской партии труда и справедливости Василий Заднепряный, воевавший вертолетчиком в 1984 году в Афганистане говорит:

... я не понаслышке знаю, что такое Афган, и как странно сражаться за чужую Родину, зная, что свою Родину ты можешь уже никогда не увидеть. Среди членов Республиканской партии труда и справедливости немало тех, кто прошел этот путь. Боевые офицеры, с честью выполнившие свой интернациональный долг, а теперь принимающие активное участие в общественной жизни страны и являющиеся достойным примером для молодежи.
Хочу обратиться ко всем, кого коснулась эта война: к солдатам и офицерам, волей судьбы брошенным в страшные жернова смерти; к матерям, женам, детям, ждавшим своих героев, не теряя мужества; к семьям и близким тех, кто не вернулся…  Знайте, что Вы не забыты! Мы помним каждого и гордимся Вашим  мужеством. Какие  «заграничные» телегерои могут сравниться с Вами, нашими родными соотечественниками. 



О чем думали, чем жили офицеры, исполнявшие в те годы воинский долг в далеком Афганистане? Жизнь солдат и офицеров без прикрас описана в трилогии Валерия Марченко "Афган: разведка ВДВ в действии", "Вектор Афган" и "Афган: там, где небо касается гор..." 





Привожу отрывок из третьей книги "Афган: там, где небо касается гор..."


...Слушая из-за «бугра» буржуинские «голоса» мы, офицеры, задумывались над давлением на Советский Союз не только американцев, но Европы, стран «зеленого» пояса. Чувствовали усиление маоистских группировок в Афганистане, извлекавших выгоды из туго завязанного средне-восточного политического узла. Экономические «клешни» китайских устремлений тянулись к рынкам государств Центральной Азии, Ближнего Востока и дальше – до Урала. «Это ж с юга обкладывают нас и диктуют волю!», – возмущались мы политической ситуацией в целом.
Анализировали события в Союзе, размышляя над смыслом «реформ» Горбачева, тайного голосования при выборах руководящих партийных органов, альтернативных выборов из нескольких кандидатов в 5-ти процентах избирательных округах...



8-я парашютно-десантная рота в районе боевых действий 

(май 1988 г., Гардез)


Оценивали приезд в Советский Союз Фила Донахью, записавшего ток-шоу в Ленинграде, Киеве, Москве, которые показали по телевидению.
Гордились запуском ракеты-носителя «Энергия», знаменитым «Бураном». 

Вздрогнули от ареста зятя Брежнева – первого заместителя министра внутренних дел СССР Юрия Чурбанова, обвиненного в получении взяток.
Поразились поступком 19-летнего пацана – гражданина ФРГ Матиаса Руста, посадившего на Красную площадь самолет «Сессна-ПЗП», результате чего полетели головы советских маршалов и генералов.
Обсуждали итоги Пленума ЦК КПСС, на котором была поставлена цель перехода от административных – к экономическим методам руководства партийных органов (начало второго этапа перестройки).
Возмущались предложением Горбачева об уничтожении всех советских ракет малой и средней дальности. 
Переживали аварию атомной подводной лодки «Комсомолец» и ее гибель в водах Баренцева моря.
Усмехались над освобождением в Союзе 140 политических заключенных и спорили об «инакомыслии» Бориса Ельцина, получившего осуждение на октябрьском Пленуме ЦК КПСС и снятого, затем, с должности первого секретаря Московского городского комитета партии.
Слушали «Голос Америки», вещавшего о субъекте международного права – Республике Афганистан, как о «продукте» готовом «к употреблению». А что? Территория страны замыкала интересы американцев в Пакистане и выводила к границам Китая. Договор между США и Поднебесной работал на полную мощь, открывая выход янки к территориально-экономической зоне Юго-Восточной Азии и военному давлению на СССР с юга.
«Правда», «Известия» и «желтевшая» на глазах «комсомолка» печатали статьи новоявленных идеологов «светлого будущего», содержание которых вскрыло «гобачевскую» линию на уничтожение Советского Союза. В ликбезовской риторике ставропольского малоросса звучали нотки о выводе ограниченного контингента из Афганистана. «Что ж, это получается? – размышляли мы, – нашим присутствием в Афганистане расчищается площадка для ввода американских сил быстрого реагирования? Куда «меченный» с камарильей ведут страну, черт побери?».
Встреча Президента Рейгана и Горбачева в США. 1985 г.
Грязная политика руководства страны, попахивая американским душком, предательски повергла святые принципы защиты государства, а с ними – интернационалистов, воевавших со злом, которое через несколько лет шокирует мир.
На благодатной почве радикального ислама в Афганистане рождалась фанатичная идеология международного терроризма.
Это второй аргумент, имевший политическую окраску, который заключался в предательстве интересов Родины политической верхушкой СССР! Ей вторила оборзевшая московская лимита! Куда уж опасней?
Такой была обстановка второй половины 1987 года, окружавшая события в Афганистане, бойцов интернационального фронта, искренне веривших в правоту своего дела...


Сегодня сплошь и рядом слышны голоса либералов: "Какие интересы преследовал СССР в Афганистане? Интересы какой родины? Нам до сих пор не понятно,за что гибли наши дети на чужой земле". 

Отвечу на этот вопрос отрывком из предисловия к книге "Вектор Афган":


Моему поколению профессиональных военных, положивших жизнь на алтарь служения Родине в Воздушно-десантных войсках, близка история афганских событий 1979-1989 годов. Мы ценим её и знаем, что ваялась она руками советских солдат в горах и «зелёнках» Афгана. 

Вопрос в одном: в чём истина события, имевшего место в истории наших народов? Не секрет, что история переписывается в угоду политическим элитам государств любыми цветами, оттенками: оранжевыми, розовыми, голубыми… «Мастера» цветных иллюстраций Старого и Нового Света, забыв итоги Второй мировой войны, «малюют» события на полотнах своих предпочтений, врываясь в судьбы народов, восхваляя нацизм, поощряя агрессивные устремления исламистов в Азии, на Ближнем Востоке. Так, экстремистская организация Исламское государство Ирака и Леванта – ИГИЛ, угрожая миру потрясениями, взывает братьев-мусульман к низвержению современной цивилизации и установлению над доброй четвертью планеты чёрного знамени ад-Даулят аль-Исламийя. Не реально? Далеко от нас? Нет, рядом! И события на Украине тому яркий пример.


Батальонная разведка на боевом задании: комбат В.Г. Марченко, замполит П.И. Назаров, врач батальона Р. Ким, сержант А. Доронько

Нынешние угрозы человечеству, исходящие от исламистов, возвращают нас к событиям декабря 1979 года, когда Советский Союз вынужденно пошел на беспрецедентный по масштабам и ответственности шаг – вторжение в Афганистан.

И если отойти от таких формулировок застойных времён, как «интернациональный долг», «братская помощь афганскому народу», и глубже изучить документы Общего отдела ЦК КПСС, Генерального штаба Вооружённых сил СССР, то станет очевидным, что ввод советских войск в Афганистан преследовал, по меньшей мере, две стратегические цели: 

1) блокирование геополитических устремлений великодержавного Китая, желавшего отхватить территорию советской страны до Урала 
2) отсечение влияния исламского Ирана на среднеазиатские республики СССР, население которых, увы, тяготело к исламистским настроениям.
В марте 1969 года кровь пролилась на острове Даманском.



Парни в зелёных фуражках грудью закрыли границу на реке Уссури. Разъярённые хунвейбины и цзаофани расстреляли в упор и надругались над телами погибших защитников границы. Опасность заявила о себе открытой вооруженной агрессией, которая унесла жизни 58 советских пограничников. В первом же бою погибли мои земляки-томичи – Иван Ветрич и Александр Ионин. Выводы по вооруженной провокации китайцев были неутешительны.

Советский Союз испытали на прочность жёстким и действенным образом, и в отношении Китая советское руководство оставляло за собой право применения ядерного оружия. События развивались даже таким драматичным образом. 
Сложнее обстояли дела с более тонкой материей – исламским экстремизмом, не исследованным Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, а поэтому на первых порах недооценённым Политическим бюро в качестве новой угрозы. Заблуждения советского партийного руководства в отношении природы политического ислама – исламизма – развеял сам духовный лидер Ирана аятолла Рухолла Мусави Хомейни. В 1979 году он на весь мир заявил о продвижении исламской революции в Иране – в Афганистан, Ирак и среднеазиатские республики Советского Союза. Планета услышала о создании теологического государства – халифата, в состав которого, по мнению Хомейни, включались страны «исламского пояса» и республики советской Средней Азии. Дальнейшие события подтвердили решимость курса исламского лидера.
Дальше – больше! Мятеж афганского гарнизона в Герате в марте 1979 года поддержало две тысячи стражей исламской революции Ирана, что повергло в шок Политбюро ЦК КПСС. Обстановка накалялась. Отныне события вокруг Афганистана развивались стремительно и угрожающе. По боевой тревоге поднят Туркестанский военный округ с выходом частей в районы прикрытия государственной границы. Из запаса призван, экипирован, оснащён боевой техникой и вооружением приписной состав Среднеазиатского, Туркестанского военных округов. Соединения кадрированного состава округов развернуты по штатам военного времени и вышли на оборонительные рубежи в готовности к отражению возможной агрессии из Ирана.
Осознание опасности, возникшей для государства с южного направления, послужило для Политбюро ЦК КПСС знаковым фактором в принятии окончательного решения на ввод ограниченного контингента в Афганистан. Обеспечивая безопасность южных границ от поднимавшего голову исламского экстремизма на Среднем Востоке, Советский Союз вынужден был устранять угрозу силовым методом.
На мирный путь выхода СССР из опасного положения на юге страны наши противники не оставили шансов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий